Wednesday, September 3, 2008

2008. Как мы увидели Нагайскую бухту. Часть 2


2. В стране разрушенных мостов


2.1. БАМ. «Охотники за поездами»






НАПОМИНАЛКА! Все фпичятления соответствуют 2008 году) Ну так, на всякий.


7 день. 4 июня


Сегодня старт «экспедиции» под названием «На край земли!».
Поехали мыть машину. Сделали это нам препогано, ну да ладно. Мыться мы вообще не хотели до самого дома, просто надо выглядеть красиво для ТВ. Налепили наклейки, здоровенные такие, забрали рации, на поверку оказавшиеся полнейшей туфтой. Ладно, дареному коню в зубы не смотрят, правда их не подарили, а одолжили на время.



На главной площади в Иркутске нас красиво построили, сняли для местного телевидения, взяли интервью, где я рассказал о дорогах в стране, в частности – в Красноярском крае



Все, торжественный старт и... прямиком к дому, докупать все, что не купили и доремонтировать машины.

А, совсем забыл про другие машины! С этого дня машин будет три. Помимо нашего Бегемота едет инжекторная «Нива» 21214, под управлением Лены Веселковой, с ней супруг, Михаил Дронов (оба – журналисты) и пикап Nissan Datsun 94-го года с дизелем TD27, на котором едет Галина Корякина (таксист) и Наталья Вахрунова (врач-психолог, «официальный» врач «экспедиции»).

Вся круговерть утряслась к 6-ти вечера и мы, в сопровождении Mitsubishi Delica, которая с нами пойдет до Северобайкальска, двинули за город.

Мы врубили холодильник в прикуриватель дабы он обеспечил прохладное питье и через некоторое время почуяли запах горелой пластмассы. Достаем штепсель, а он раскаленный! Срочно снимаем панель, где прикуриватель стоит – ничего не горит. Слава черту! Больше мы этим гнездом не пользовались, а использовали времянку, подключенную напрямик к аккумулятору, которую нам сконстролили местные ребята из клуба «Протектор», за что им большое спасибо! Мы, честно говоря, не электрики очень сильно, т. е. вообще не электрики. Решено было больше холодильник не включать.

Заправились где-то за городом: 75 л по 28 р. Расход не замеряли.

Отъехали 113 км от Иркутска и встали на стоянку уже в «Бурмундии» (Бурятия). Пришли какие-то местные, еле стоящие на ногах, «аборигены». Пастухи, как потом оказалось. Долго тупо стояли молча и впирали, кто мы такие, потом свалили. Мы поели и отрубились. Время в пути – 4 часа. Стояли, питались еще в какой-то забегаловке. Средняя скорость – 28.25 км/ч.


8 день. 5 июля

Старт в 11:00 (6:00 Мск). Прем на Окунайский через Жигалово. Это новая дорога, строилась, как я понимаю, для прокладки газо/нефтепровода в «дружественный» Китай



На заправке вдруг «Нивка» начала «капризничать» – отказалась заводиться. Долго соображали, в чем дело, пока не установили – аккумулятор полностью разряжен. Как так? Зарядку генератор не дает? Может он вообще не работает? А как тогда она ехала? Она ж без электричества никуда ехать не должна! Странно… Давайте-ка «прикурим»! И завелась! И поехала! А потом, после остановки у магазина завелась без посторонней помощи… Странно...

А мы залили 46 л (с канистрой) по 28.10 р, проехав от предыдущей заправки 210 км. Канистру заполнили чисто из соображений «подстраховки», дальше может не быть нормальных заправок (напрасно опасались), а ехать до Северобайкальска еще ого-го!

Едем через ВерхоленскВо всю идет строительство моста




Живописные места


Отвесные стены, под которыми проходит грейдер, усеяны древними наскальными рисунками и... надписями наподобие: «Идем по этапу…» датированные 1937 годом. По этой дороге в сталинские времена гнали зэков. Одно только мне непонятно: как гонимый по этапу зек улучил момент нацарапать эти слова на камне? Или у них тут привал был?

Грейдер хорошего качества, правда иногда встречаются участки «реброщетки», но нечасто





Под конец дня у "Нивы" начинаются неполадки со светом. "Делика" увалила далеко вперед, она вообще на грейдере оставляла всех позади. Ну и нас отпустили, сказав, что, мол, «сделаем фару и догоним». Так мы доехали до Окунайского. Встали у переезда, где нас ждал экипаж «Делики», и ждали «Ниву» с «Датсуном» около часа. Наконец-то они появились. Оказалось, что фару починить не смогли и пришлось им ехать по дороге рядом, параллельно, чтобы было светлее.

Уже совсем темно, а надо бы сегодня доехать до Северобайкальска… Да какое там сегодня?! Вчера уже! Далеко заполночь, а мы «в седле»! Расслабляться рано – надо ехать: сегодня назначена пресс-конференция, и надо на нее успеть.

Некоторое время поплутали в темноте, близ Улькана и, все же, нашли верную дорогу.
Едем первыми (ну если "Делику" не считать, которой уже и след простыл), за нами «Нива», потом «Датсун». Эх, как спать хочется… Ничего, сейчас приедем… а пока посплю малек… «Куда!!!!!» – раздался крик Лизенки. И действительно, что я забыл в этих кустах? Не стоит нам так удаляться от проезжей части. Больше спать я не хотел. Точнее, хотел, но не засыпал. Включили рокенрол погромче.

У «Нивы» совсем все фигово со светом. Становимся параллельно им, врубаем люстру и сразу становится всем светло. Однако, периодически попадаются машины навстречу.

Ближе к утру, но все еще в темноте, преодолеваем первый БАМовский перевал на нашем пути. Это Даван. В отчете новосибирцев сказано, что он высотой аж 1800 метров, но на самом деле это не так. Наш ЖПС показал ровно 1000 м. За перевалом попалось вот такое селение



Тогда это нас очень впечатлило. Впрочем... сегодня мало кого этим удивишь и более того! Находятся те, кто гордится тем, что живет в условиях, когда сортир на улице, нет отопления и водопровода.

Уже в лучах солнца подъехали к сероводородным горячим источникам, расположенных у поселка Солнечный, решили сначала малек поспать а потом побарахтаться.

Пройдено за 18.5 часов 732 км. Средняя скорость – 39.75 км/ч.


9 день. 6 июля

Поспать удалось часа два, не более. Пошли принимать сероводородные ванны. Поели в местной забегаловке и двинули в Северобайкальск.


Старт в 11:00 (6:00 Мск).
До Северобайкальска неплохой грейдер. Помялись у стелы «Северобайкальск» и въехали в город.

Мероприятие, на которое мы так спешили, оказалось небольшой фотосессией и общением с двумя журналистками из местных газет


Потоптались, пофоткались и поехали в поисках пива и места, подходящего для его комфортного потребления


Распрощались с "Деликой", оставившей нам оператора Сашку. Встали лагерем и отлично провели остаток дня


А невдалеке периодически давал о себе знать БАМ


Будем считать, что в этот день была стоячка и ничего мы не проехали. Ну, только дозаправились на 589-м км от предыдущей заправки: залили 72 л по 28.40 р. Получается, что расход составил где-то 12.24 л/100 км.


10 день. 7 июля

Старт в 13:30 (8:30 Мск). Сначала шел асфальт, потом он начал периодически сменяться грейдером.

Далее наш путь лежал на станцию Ангоя


Заслуженный ветеран "союзных" строек)




Здесь тоже есть, на что обратить внимание. Дело в том, что некогда БАМ строили все союзные республики и каждая из них несла ответственность за определенный участок. Станцию Ангоя строил Азербайджан. Внешне сам населенный пункт с этим названием представляет из себя деревню, даже небедную, но все же деревню. Так вот станция в этой деревне вполне сгодилась бы для какого-нибудь города, с населением тысяч в 100…200, но никак не для этого места. Масштабы явно несопоставимые. Сейчас эту станцию достраивают те же азербайджанцы. Она будет названа в честь Гейдара Алиева. На ее открытие приедут «высокие» персоны и т. д.

А покамест Лена и ее супруг берут интервью (экипаж «Датсуна» остался с ними за компанию) мы двинули дальше.

Подъехали к какой-то станции. Пофпичятлялись)



Отъехав не более километра от станции, я вновь услышал знакомый скрежет в задних тормозах. Эх… Процедура отработана до автоматизма. От тряски вывалилась вторая разводящая планка, но, к счастью, ее «зажевать» не успело. Достали ее совсем, поедем без планок. Тормоза конечно плохо, но тормозят. Дома займемся. Пока ковыряемся с машиной, нас догоняют наши коллеги





Поели в местной столовой, заправились: 27 л (проехали 180 км, т. е. расход – 15 л/100 км – многовато, что-то, предполагаю, что недоливают на колонке) по 29.10 р


Двигаем на Северомуйск. Вечереет (уже 19:30 по местному).

Сначала дорога была более-менее, неровности сглаживались мягким песком, но потом начались буераки.

Было бы дождливо – купания в «ваннах» нам не избежать.
Спустя какое-то время я заметил, что встречная машина пронеслась по отсыпке для вторых путей со скоростью, несоизмеримо большей нашей.
Решили выехать на отсыпку. Действительно, там лучше! Шпалы, накиданные железнодорожниками, откинуты в сторону (а их весьма немало), но реально быстрее ехать получится только у того, кто знает, где отсутствуют мосты через ручьи и реки. Точнее, на отсыпке они отсутствуют везде, но надо еще знать, где с нее съезжать, потому как въездов/выездов бывает много! Один раз нам пришлось пилить задом с пол-километра. Этого нам хватило, чтобы больше на отсыпку не сворачивать – поехали по дороге



Ехали долго и в Северомуйск приехали очень поздно, в 2:30 по местному времени (21:30 Мск). Здесь нас ждали в гости, поэтому проблемы с ночлегом не было.

Проехали около 375 км (От Северобайкальска) за 13 часов. Средняя скорость – 28.85 км/ч.


11 день. 8 июля

С утра сходили на экскурсию в центр управления Северомуйским тоннелем и, взяв с собой главного инженера по эксплуатации этого сооружения, поехали к самому "объекту"






Это один из самых сложных в мире тоннелей. Его длина 15343, но это не главное. Данное сооружение расположео в зоне высокой сейсмической активности и рассчитано на весьма сильные землетрясения. Например, согласно статистике, землетрясения, силой до 3-х баллов здесь происходят… два раза в сутки (!), а мощные – раз в полвека! Пропускная способность, если мне не изменяет пямять, до 25 пар поездов в сутки. На данный момент он сильно недогружен и по нему проходят, кажется, не более 10 пар поездов. Открыто движение в 2003 году, а до открытия поезда объезжали его по так называемому «Северомуйскому объезду», в состав которого входит «Чертов мост»



Говорят, вроде, что машинисты, прежде, чем въехать на него, крестятся. Эту информацию главный инженер нам не подтвердил. А более подробно о нем можно почитать ТУТ


Дренажная система тоннеля пропускает через себя ежечасно 10000 кубометров (!!!) воды, которая берется из многочисленных горных рек. В каком-то месте эта вода смешивается с водой из термальных источников. Проложив себе новое русло, этот поток стал растапливать ледники. Интересно, а что по этому поводу экологи могут сказать?

Въезд/выезд из тоннеля охраняется автоматчиком. Лена взяла интервью


и мы поехали к въезду в Северомуйск, там, где стоит вагонетка в куске тюбинга


Только выставились для групповой фотографии, как у «Датсуна» вдруг «забил фонтан» из системы охлаждения


От жуткой жары (градусов 35 было), да еще и от того, что пришлось карабкаться в довольно крутой подъем, двигатель стал греться, создалось сильное давление, которое попросту сорвало патрубок с радиатора охлаждения. Пришлось откупорить одну канистру с охлаждайкой


Ну все, сфотографировались, мы съездили еще раз посмотреть на «Чертов мост» (ночью, в свете фар, не очень его фотографировать получилось), приехали в Северомуйск, пообедали и отправились дальше.

Выехали в 19:00 (14:00 Мск). Место стоянки нам порекомендовали в районе разъезда Ульги, а до нее примерно 20…30 км.

С нами по пути шел «Урал», весьма неспешно и вальяжно


Это мы, на своих «жужиках» где-то там, внизу, суетимся, а этот «зверь» – степенно перемещается. С ним вместе прошли несколько речушек и довольно крупных рек




Вообще, экипажи из Иркутска и Бурятии, не обремененные хоть каким-либо опытом езды по пересеченке, довольно сильно тормозили процесс передвижения, заставляя ждать даже «Урал»



Но где-то к 23:00 (18:00 Мск) мы, все же, достигли места нашего «гипотетического» лагеря

Довольно долго не удалось лечь спать по причине того, что начались анекдоты и всякие прикольные истории, от которых надрывался живот.

Прошли какие-то жалкие 21 км, что можно расстоянием вообще не считать. Я даже не помню, по какой причине так мало? Никаких засад не было.


12 день. 9 июля

Старт в 10:00 (05:00 Мск). Опять «Ниве» пришлось курить. Никак не можем понять, что с ней такое? Завели. Едем.
Доехали до реки Муякан.
Дорога до нее похожа на бомбежку, мы еле ползли. Возможно именно невысокая скорость передвижения по «бомбежкам» и стала причиной того, что наша машина практически не ломалась. А вот ребята из Иркутска несли существенные потери на поломках. Но об этом позже.

Побарахтались немного в речке под ж/д-мостом и поехали дальше. Дорога после Муякана стала получше. Местами можно даже сотню закладывать!

13:40 (08:40). Добрались до Таксимо



заправились: 49 л (270 км проехали, расход – 18.15 л/100 – одуреть можно! Все же полагаю, что сильно обсчитывают на АЗС, они здесь древнейшего образца) по 27 р (интересно, а почему здесь дешевле, чем в Уояне?).

Решили поесть в местной забегаловке, где, по некоторой информации, готовят отличные позы. Заказали... Ждем... около 45 минут. За это время как раз сгоняли на заправку, делать-то все-равно нечего. Позы оказались наипоганейшие, совсем невкусные и никто, явно, руками их не лепил. Вообще не понятно, чем они там занимались почти час?

Буряты, входящие в состав нашей экспедиции, проинформировали, что в правильных позах, помимо, разумеется, мяса, которого явно не доставало в тех, что нам подали, обязательно должен быть бульон и, по идее, при ручной лепке, должно быть, кажется, 33 «защипка». Готовятся на пару.

Едем на местную ж/д-станцию, просить добро на переезд Витима по ж/д-мосту, т. к. по некоторой информации автомост сгорел и ехать по нему очень страшно и опасно. Некоторые уверяли, что надо чуть ли не каждые 5 метров (из 520) подкладывать доски на продольные стальные балки, типа: проложили 10 метров, машина проехала, а затем те доски, что за машиной переносятся вперед и т. д... Короче, испугали (что вполне типично для местных). Пугали нас отсутствием дороги и местные ребята на "100-ке", подкатившие к нам еще на заправке. Сильно удивлялись тому, что мы своим ходом доехали. Возможно, конечно, было, чему удивляться…

Разрешение на проезд по ж/д-мосту получено не было, но начальник дистанции пути сказал примерно следующее: «Подъедете к автомосту, если решите, что он вам «не по зубам» – на ж/д-мосту есть телефон для связи с путеремонтной бригадой, позвоните им, и они вас на мост пустят. Без них ни в коем случае не суйтесь!»

Отмотав километров 30 от Таксимо и проехав поворот направо, наша колонна остановилась для уточнения дальнейшего маршрута.
Дело в том, что прямо уходила дорога на Усть-Мую, а нам надо было повернуть направо, под ж/д-мост. Но ЖПС-навигация была только в нашей машине, а Лизенка проспала момент проезда поворота и когда ей задали вопрос: «Правильно ли мы едем?» спросонья сказала: «Правильно». И мы поехали.

Дальше произошло следующее: иркутяне и буряты (у нас даже позывные были сначала 1-й, 2-й и 3-й, а потом тупо: «Иркутск/Нива», «Бурятия/Бурмундия/Датсун» и «Москва»), как самые шустрые рванули вперед, а мы, не желая убивать свою машину поплелись с черепашьей скоростью за ними и тут... Лизенка воскликнула, что мы едем не туда! Железная дорога от нас удаляется, а мы должны ехать все время ей параллельно! Орем в рацию, что не туда, но нас никто не слышит – рации-то не настроены как надо. Продолжаем медленно ползти, т. к. быстро ехать тут просто невозможно: того и гляди машина распадется на запчасти, а повороты на скоростях от 60-ти км/ч проходятся исключительно боком. Мигаем фарами и сигналим, но толку...

Нагнали мы их (слава черту!) у переправы на Усть-Мую, что в 30 км от того места, где надо было бы свернуть. Хорошо, что не вздумали переправиться на другой берег!

Поехали назад.
Мы обнаружили слева от основной дороги лесовозную тропинку и свернул на нее – там существенно ровнее и ехать можно быстрее, не насилуя машину. Доехали до того злосчастного поворота и... таки повернули!

Названия полустанка, на который мы приехали, дабы быть проинструктированными, как нам пользоваться телефонной связью, я не помню. Нам там все объяснили и мы поехали.

И вот она, река Витим! Широченная! 520 м (об этом свидетельствуют карты генерального штаба), как уже было замечено. И автомобильный мост наличествует! Только вот какой он!
Весьма интересна его конструкция: раньше, в незапамятные времена, он был железнодорожным, о чем свидетельствуют остатки шпал и рельсов, подходящие к мосту и высота продольных балок (около 3...4 метров), явно рассчитанных на тяжелые составы. Не знаю, почему, но рядом построили новый, а этот превратили в автомобильный с движением в одну колею. Сделали на нем деревянный настил, который впоследствии был сожжен, вероятно не без злого умысла.
Так вот, расстояние между двумя продольными балками оказалось таково, что грузовик под управлением опытного шофера, мог спокойно «прошагать» эти 520 м, как канатоходец по жердочке. Подобный поступок, конечно же, сравни подвигу! А вот зацените ка!

И не менее интересное свежее видео


Как мы видим, особо отчаянные фигачат с прицепом с поворотным кругом)

А вот легковушкам так уже не судьба – слишком широкая колея. И, идя навстречу пожеланиям, не знаю только, чьим, мост настелили отслужившими свое деревянными шпалами. Некоторые из них предательски прогибаются, когда на них даже человек наступает, но ехать, вроде, можно. Мы прошлись по мосту, проверив его состояние. Самое стремное место, на мой взгляд – переезд деформационного шва, расположенного ровно посередине, за ним – кратковременное сужение, да и на нем «колбасня», дающая в комбинации с видом 20...30-метровой высоты под тобой хороший «психологический эффект». А после дефшва настил становится шире, да еще и продольно досок здесь настелили, прямо по колее, можно ехать быстрее.

Также интересная штука: по реке Витим идет граница Читинской области и Бурятии и проезд моста занимает больше часа, т. к. на том берегу мы попадаем в новый часовой пояс. Ну, на деле-то, конечно, это около 3…5-ти минут, со скидкой на то, что мы впервые на этом мосту. Местные, наверное, его с закрытыми глазами переезжают.

Итак… Первый пошел!


В принципе, колея у «Патруля» довольно широкая, близкая к грузовой, и на деле машина идет, фактически, по продольным балкам. Лизенка идет впереди, следит, чтобы я сильно от середины не смещался




ВСЕ! Мост пройден, за нами "Нива" и "Датсун"



Они шли быстрее.

Постояли малек, осознали свою "крутизну"


Возникло предложение проехать по этому же мосту назад задним ходом)


На подъезде, переехав через переезд, мы попали на асфальт. Я этому так обрадовался, что притопил от души... И вдруг! Одна волна, ВТОРАЯ! Тормоза! Где тормоза?!!) И-и-и-и-их-х-х-а-а-а-а!!! Взлет!!! У-у-ух!!! По субъективным ощущениям, нас подбросило примерно на пол-метра. По крайней мере, алюминиевые ящики «вспорхнули» аж до потолка, до которого им примерно столько и надо было пролететь. А машина не раскачиваясь спокойно приземлилась. Мощ! Остановились, провели ревизию агрегатов. Вроде, ничего не отвалилось, ничего не течет... Хорошо, что не выбросило в болото, а ведь могло: волны еще и с поперечным уклоном были.

Подъехали к станции


Позвонили начальнику дистанции пути домой. Он подошел, сказал нам, когда наше окно, показал, куда надо будет подъехать с утра, место ночевки. Все, спасибо. Окно завтра утром. Решено завтракать после того, как переедем мост. Спим. Пройдено 197 км за 7.5 часов. Средняя скорость – 26.86 км/ч.

Здесь хотелось бы еще вот о чем сказать. Дело в том, что укладка так называемого «Золотого звена» произошла вовсе не в Куанде, как принято считать, а на разъезде Балбухта, который будет далее по пути нашего следования.






No comments:

Post a Comment