Monday, September 1, 2008

2008. Как мы увидели Нагайскую бухту. Часть 1

Вот что-то мне неймется.

Так как я являюсь автором данного текста, то, полагаю, совершенно без зазрения совести можно его сюда скопировать и даже не указывать авторства)



Накой тебе это надо?

Долгое время считал эту писанину довольно неудачной. Да и не писатель я совершенно! Так... графоманство) Но все, что я хотел - написать так, чтобы было ощущение нахождения в дороге. Много кто читал и даже зачитывался, кто-то впоследствии ехал по этому рассказу, как по легенде. А так как конференция 4х4тур последние годы умирает (вялотекущая такая смерть), то почему бы этому рассказику не обрести тут новую жизнь? Кроме всего еще и картинки на исходном форуме вставлены криво... С небольшой редактурой (кое-что я поправлю - имею на это полное право, кой-где добавлю полезные ссылки) от 2018 года, спустя... почти 10 лет, я решил это здесь разместить.



Итак...

Этот отчет посвящается памяти Лены Веселковой, отважной журналистки из Иркутска, трагически погибшей во время экспедиции на трассе М56 «Колыма». Чтобы помнили.





Это своеобразный дневник. Для нас, москвичей, приключения начались прямо сразу. Если не шибко интересно читать про нашу дорогу из Москвы – начинайте чтение с 7-го июля (все будет расписано по дням), когда мы выехали за Новый Уоян.
Сразу спешу огорчить фанов "экстремального" бездора - такового не будет. Но это вовсе не значит, что было неинтересно.





«Болезнь» со странным названием «хочу в Магадан» началась после прочтения отчета новосибирцев из клуба Off-Road Master, точнее, даже чуть раньше, когда я впервые в какой-то телепередаче увидел кадры о трассе «Колыма», и понеслось…



Я знаю, что многие нормальные люди хотят, например, попасть в Париж или Нью-Йорк и тому подобное, но эта песня не про меня.
Я хотел в Магадан. С самого того момента. С этим желанием я засыпал и просыпался года два с половиной, все, о чем я говорил с различными людьми, плавно сводилось к разговору о Магадане и трассе М56. Короче, «башню снесло» капитально. Так было. Если кто не верит – мои родственники и коллеги по работе подтвердят.
Я работал (а последние пол-года работать я не мог – было невозможно одновременно думать о работе и предстоящей поездке и я преспокойно «положил» на работу) для этой поездки и точно знал, что она состоится. Собственно, даже деньги потеряли какую-либо ценность. Появилась новая альтернативная валюта – километры. То есть было (и сейчас такое есть) не важно, сколько денег, гораздо важнее – сколько я с этим количеством денег проеду километров, исходя из расхода топлива. Т. е. если бы мне выделили просто километры деньги бы мне были на фиг не нужны. Под конец я вообще тупо уволился с работы, зная, что отпуска мне не дадут, хотя я уже извещал свое начальство о своих планах, еще за год до старта.

Машина тоже приобреталась именно для поездки в Магадан. С большущим трудом был найден Nissan Patrol Y60 (Бегемот) с TD42, двигателем-«легендой» (а другой вариант и не рассматривался), 1997-го, «финального», года выпуска. Состояние агрегатов близкое к идеальному – то, что надо. Были, конечно, нарекания, но этой машине простительно все.
Дальше – подготовка. Конечно же, было сделано далеко не все, но время поджимало и надо ехать – сроки поездки уже определены с точностью до месяца.

Начался поиск попутчиков – процедура посложнее поиска машины. Многие не соглашались, многие «отвалились» по причине отсутствия средств и времени, но все же они нашлись.

Мы познакомились с Леной Веселковой, сначала заочно - на форуме 4х4Тур, а потом и очно - она приехала в столицу по своим журналистским делам, обсудили кой-какие детали, сроки, маршрут.

План был следующий: из Иркутска «поднимаемся» на БАМ по относительно новой дороге на Окунайский, через Жигалово, оттуда в Тынду, далее по трассе М56 «Лена» (это сейчас она А360, а тогда - М56) в Магадан. Из Магадана, если получится, в порт Ванино или Находку на пароходе, ну а отель – nach hause по знаменитой «федералке».

Все, договорились, ЕДЕМ! Старт из Иркутска 4 июЛя, значит из Мск надо выехать не позднее 28 июНя, т. к. наш Бегемот – тихоход и проезжать в день более 1000 км – большой труд.
«Боевая готовность номер один», но еще не все готово: не сооружен спальник, не все приобретено для длительного пребывания в местах, удаленных от нормальных условий жизни и все же… А-а-а, к черту! Последний день приготовлений 27 июНя. Все, хватит, едем уже, ЕДЕМ!!!


Часть 1. Москва-Иркутск

Состав:

Новиков Антон – «виновник» и основной драйвер


Лиза Резник (Лизёнок) – супруга этого «пациента», штурман (ведь он-то ни хрена в картах не понимает, только рулить и умеет), запасной водитель, повар…


Чо там еще-то… А, короче, все, что не умеет водила – по ее части (а тот, надо сказать, вообще ничего не умеет, так и сгинул бы в одиночку)




Как я уже ранее говорил, Nissan Patrol Y60 TD42, левый руль, «родная» мехлебеда на «носу», колеса ProComp X-Terrain 285/75R16 (33-шки), задние сиденья сняты.




1 день. 28 июня

Выехать хотели в 02:00, чтобы избежать стоячки, но… В общем, тронулись в 6:30. 

Едем по кольцу до трассы М7 «Волга», Километрах в 50 от «кольца» заливаемся «луковой» солярой под пробку (65.5 л по 24.10, кстати! очень вот здорово, что я тогда эти ценники записал!).

В Нижнем плутанули - облажались на объезде Кстово - надо было напрямую через город. Получили препоганейший асфальт и лишние километры.
За Кстово похлебали солянки в столовке (прямо на съезде с объездной) – не очень. Собственно, ничего интересного не происходило, только тормознули на очередном посту перед Чебоксарами для проверки документов. Человек в погонах спросил много ли жрет? На это я ответил, что 12…13 литров. Как позже выяснилось, я ошибался. Так, залившись в Казани, на объездной, посчитали: 675 км проехали, заправили 72 л по 24.80, что соответствует расходу 10.66 л/100 км – весьма неплохо для машины с большим багажником и на МТ-шках.

В 64 км от заправки неплохо подкрепились, двинули дальше. Надо сказать, что на трассе, особенно в Сибири и на ДВ, кормят весьма вкусно, недорого и качественно, за исключением некоторых мест, о которых будет сказано отдельно.

Отмотав 189 км от заправки встаем спать на дальнобойной стоянке – я клюю носом – сильно не высыпался в последнее время. Последние километров 100 ехали за автобусом, преспокойно валившим 100 км/ч. За 17 часов пути (с остановками, разумеется) пройдено примерно 944 км – много простояли в пробках под Москвой. Средняя скорость – 55.53 км/ч.

Долго, еще в процессе езды, размышляли, как будем спать: сзади, вдоль правого борта, стоят алюминиевые ящики с едой и ЗИПом. Идея посетила Лизенка: слева, где ящиков нет, сплю я, а она – на ящиках. Надули «самонадувастики», положили сверху – отлично получилось! Неровность пола была заблаговременно выровнена еще в гараже посредством «пенок» – тоже Лизенкина идея. Отлично! Спим.


2 день. 29 июня

Старт в 6:30 (5:30 по Мск, уже +1). Двинули на Игру, далее через Пермь на Екатеринбург.
Забегая вперед скажу - не стОило так ехать! В Перми строятся дороги, «лепят» объездную, а пока ее нет. На выезде постояли в пробке, причиной которой была встречная пробка колоссальнейших масштабов: воскресенье, народ едет с дач а перед городом их ожидает ремонт дороги с узеньким объездом. Торопыги лезут на нашу полосу. В итоге стоим и мы.

Возле Пикулей встали поесть, отмотав 387 км (утром ели собственные «ништяки»). Отличная столовка! Там же стоянка дальнобоев.
Вообще, чтобы понять, где хорошая еда, а где откровенное рыгалово, надо пронаблюдать за дальнобоями: если они есть в ассортименте – хорошее место, нет – не стоит здесь тормозиться. Ну еще один ориентир – перегоны. Но этот вид начинает появляться только за Уралом. В европейской части нашей страны их мало.

Дорога до Свердловщины плохая, а в области – отличная


На перевалах не приходится стоять за грузовиками – есть полосы для обгона.

Заправка через 643 км после предыдущей (я каждый раз обнуляюсь): 78 л (12.13 л/100 км – многовато что-то) по 24.30 р.

К Екатеринбургу подкатили уже в сумерках. Прокатились по строящейся объездной, малек плутанули, свернув не туда. Пока выехали стемнело окончательно.
Отъехали от Екатеринбурга на 100 км и встали спать где-то возле Богдановича на дальнобойной стоянке в 22:30. Проехали 994 км за те же 17 часов. Средняя скорость – 58.47 км/ч (вот я, блин, еще заморачивался среднюю скорость считать).


3 день. 30 июня

Старт в 10:15 (08:15, +2). Курс на Тюмень.
Где-то у границы Свердловской/Тюменской областей меня тормознули за превышение скорости на 20 км/ч. Ну надо же! Вот не думал, что они на стационарном посту мерить скорость будут: стояло ограничение 30, но я ехал 50. Небольшая потеря времени, протокол (аж 2 штуки зачем-то). Милиционеры не шибко вредные. Ладно, фиг с ними, со 100 рублями. Зато на вопрос: "Где работаете?" я наконец-то с нескрываемой гордостью ответил: "Безработный!"
К слову: взяток я не даю и всех к этому призываю.

Заправка через 715 после предыдущей: 80 л (11.18 л/100 км) по 23.50.
Тюмень «задели» слегка – прошли по объезду. Дорога сделалась скучной до невозможности: едешь и засыпаешь – не за что взгляду зацепиться, ждем очередного указателя расстояний и проезжая тоскливо вздыхаем – до Омска еще 4, 3, 2 сотни километров… Ну а 100 км – это «почти приехали».

Ну наконец-то! Омск! Заправка на въезде спустя 647 км: 78 л (12.05 л/100 км) по 25 р.

Пошел проинспектировать, что там брякает сзади. Епрст! Калитки вот-вот распахнутся – замок сломался от тряски. Привязываю эластичными жгутами. Вроде держится неплохо.

Сам город проходим под чутким руководством Лизенки: карты города у нас нет, естественно, он нам абсолютно незнаком, но выбираемся из него быстро. Зато, когда выехали – поехали не туда, тоже на Новосиб, но по более длинной, "параллельной" дороге. Пришлось развернуться – потеря времени и лишние километры.

Едем ночью. Я врубаю люстру и пру 100...120. А еще это хорошее средство внушения. Так, например, попадаются водители ни в какую не желающие вырубать дальний свет. Думаю, нет смысла говорить о том, что желание переключиться на ближний у них возникает сразу же при включении люстры.

Встаем у поворота на озеро Чаны на дальнобойной стоянке. Время 03:30 (00:30 по Мск, +3).
За 16 часов пройдено 1089 км. Средняя скорость – 67.02 км/ч – весьма неплохо.


4 день. 1 Июля

Старт в 10:00 (07:00 по Мск).
Решили сгонять на это самое озеро Чаны, находящееся в стороне от дороги километрах в 100. Ох, лучше бы мы этого не делали… Озеро оказалось пересохшим и там, где на карте значился его берег мы нашли только песок. Обидно!
Едем назад. Думали, что в обратную сторону нам ехать не придется – есть еще одна дорога, выходящая на основную трассу, но мы ее так и не нашли, а заниматься разведкой новой трассы для «трофи» (а к этому шло, т. к. дорожка, на которую мы попали, постепенно исчезала и вела неизвестно куда – по ЖПС мы попали не туда) не входило в наши планы. Эх, вышел крюк из 267 абсолютно бесполезно прокатанных километров. Потеря почти четырех часов времени. Стартуем от места ночевки в сторону Новосибирска в 13:45 (10:45 Мск).

Заправились спустя 594 км: 72 л (12.12 л/100 км) по 24 р.

На подъезде к Новосибу, точнее – километров за 50 до него, тормознулись у большого гостиничного комплекса.

Проехали Новосибирск еще засветло – мощнейший город. А если ехать по нему ночью, то очень сильно смахивает на Москву – все в огнях. Широченные улицы, отличный асфальт.

Едем на Красноярск. На выезде из Новосиба за руль села Лизенка а я отправился баиньки.
Ехали так до Кемерово, где я снова сел за штурвал – надо было пройти город впотьмах (далеко за полночь – опаздываем, а потому пришлось ехать ночью). Проехали город. Начались серпантины. Свежий асфальт это хорошо, но разметки нет и туман. Куда ехать, когда встречники появляются?! Пристраиваюсь за «Газелью» и прохожу довольно опасный участок.

Уже светает (примерно 4 часа по местному). Заправились (639 км от предыдущей заправки: 75 л (11.73 л/100 км) по 23 р) и тут же, на заправке, вальнулись спать.


5 день. 2 июля

Старт в 09:50 (05:50 Мск, +4 уже).

Проехали Красноярск.
Дороги на «красноярщине» мне показались неплохими.
После Красноярска начались тягуны, в которые весьма неспешно (и это еще мягко сказано) вползали КамАЗы. В одном месте за парой изделий отечественного «грузовозостроения» собрался нефиговый хвост, а грузовики почти встали. Пошел обгонять их по обочине (я сейчас уже такими безобразими занимаюсь только в исключительных случаях) – права дороже 500-рублевого штрафа, который, как показала практика, светит не всегда. Так, например, экспериментально доказано, что инспектору ГИБДД, в большинстве случаев, по фигу на БДД и соблюдение их Вами, а на предложение составить протокол он может безвозмездно вернуть водительское удостоверение, т. к. за время, потраченное на написание сей «малявы», уходит потенциальная «выручка». А вот любители прохватить по встречке через сплошнуху периодически останавливались, "заколдованные" магическим жестом "блюстителя закона".

В Канске, на 605-м км, залились: 71 л (11.74 л/100 км) по 24.60 р. Лизенка села за руль.
А дальше началось... Точнее, первые мы увидели эти вулканоподобные вздыбливания еще до Канска. Но в полной мере все началось за поселком Нижний Ингаш










Спустя несколько лет это стало выглядеть так


В Тайшете объезд моста через реку Тайшетка.
Примерно пол-часа стоим на переезде – пропускаем поезда. Здесь "зарождается" БАМ, отходящий от Транссиба. Поезда идут почти без перерыва, шлагбаум не открывается очень долго. Машин скопилось много. Местные мальчишки предпринимают попытку попрошайничать.
Наконец-то! Прорвало! С пол-часа мы стояли.

Доехали до стоянки «У Петра» в 231 км от заправки. Известное место


Нельзя сказать, что здесь прям самая лучшая еда, но зато туалет! И баня для желающих и много чего еще! Платная неохраняемая парковка за 20 р. Спим.
Пройдено 836 км за 13.5 часов. Средняя скорость – 61.55 км/ч.


6 день. 3 июля

Старт в 07:00 (02:00 Мск, +5).
Асфальт, закончившийся после Нижнего Ингаша и появляющийся «плевками» до «Петра» заканчивается в нескольких километрах от места нашей ночевки. Дальше идет строительство дороги.
Я уже точно не помню, где он снова заканчивается, кажется, в Нижнеудинске.
В самом городишке на дорогах следы ядерной бомбардировки – никак не иначе.
Сухо. На грунтовых участках дороги сильная пылища. Периодически попадаются участки «стиральной доски» – ехать становится невыносимо сложно: все в машине скрипит и трещит. Но встречные перегоны «летают» будь здоров! А теперь прикиньте: машина не своя – не жалко, но потом ее кто-то купит... Да там от подвески ничего не осталось уже! Если вообще не под капитальную переборку.
Как я ни старался ехать медленно, нам все равно «досталось»: заслышал скрежет в районе задних барабанов. Уже наученные горьким опытом быстро снимаем колесо, тормозной барабан и, естественно, обнаруживаем, что планка, разводящая тормозные колодки, вывалилась в очередной раз и опять попала между барабаном и колодкой. После очередного нажатия на тормоз ее всю как следует помяло – восстановлению не подлежит. Запасной нет. Блин! А ведь в Мск это все было тщательно отрегулировано, новые барабаны поставлены и т. д... Для профилактики снимаю противоположный барабан – там планка на месте, но от этого не легче: теперь тормоза у машины появляются только после второго нажатия на педаль, а впереди еще несколько тысяч километров дорог с горными участками… Ай, ладно!

Асфальт, все же, начался, только я не помню, где, кажется, в Тулуне. Потом он периодически заканчивался, но ненадолго.

Заправка в Зиме, через 593 после последней. Залил всего 20 л по 23.50. Если кто-то думает, что это дорого - зря. Нас теперь не напугать ценниками и поболее... существенно поболее...

В Иркутск приехали в 17:30 (12:30 Мск).
Сначала заскочили поменять масло в конторку, которая нас спонсировала и любезно выделило нам масло аж на одну (о как щедро!) замену. Сама замена тоже была бесплатной. Топливные и масляные фильтры мы привезли свои, а от халявного воздушника не отказались, хотя и был один при себе. Когда вскрыли корпус воздухана весь фильтр черный был – на выброс без разговоров. Еще, кроме грязи, там присутствовали ветки деревьев и насекомые. А фильтр при выезде совсем свежий стоял. Сразу дам ценный совет: соберетесь на ДВ – ставьте на шнорхель тракторный циклон взамес штатной головы.

Приехали домой к Лене.
Ну и хоромы!А у нас, в маськве, галимая однушка, даже без балкона. Вопрос о гостинице породил ответ следующего содержания: «П…ть команды не было! Остаетесь здесь.»

За 10.5 часов проехали 265 км. Средняя скорость – 25.24 км/ч. В основном много катались по городу.








No comments:

Post a Comment