понедельник, 15 октября 2018 г.

Дальний Восток - это близко. Часть 4. Старая Колымская дорога


Перед тем, как приступить к прочтению материала, читатель знакомиться с ЭТИМИ МАТЕРИАЛАМИ!

Ты проследовал по ссылке и внимательно ознакомился со ВСЕМ, что там представлено?

Всецело понимаю, о нетерпеливый читатель, ты зашел с другой целью! Но извини, прочитать придется! Никто из тех, кто хочет продолжать что-то читать в этом блоге, не имеет права не знать, что происходит.

- Мне не понятно, зачем ты все это написал?😕 - скажешь ты про себя 🥱 или 😡

Не нравится? Тоже понимаю! А людям не нравится, когда "сверх"держава бомбит их дома и убивает их семьи. Такая вот незадача.

Не исключаю, что ты - поклонник "великого" и "нерушимого"? Да еще и управляемого твердой железной рукой крепкого государственника. Что ж...

А давай сначала, не забыв включить у себя в браузере JavaScript, нажмем СЮДА

Если ты яр0стный Zт0р0нник "ZVерх"держаVы и п0ддерживаешь т. н. "спец0пераZию", 0тправляйся же, д0р0гой Vялик0дZяржауник, V след Zа сV0им V0енным к0раблем

Тебя сюда не приглашали и, разумеется, ни секунды не рады. Автор этого блога к твоему сожалению, находится по другую сторону баррикад. Ты имеешь право называть его либерастом, мразью, хохлом, укропитеком... можно и жидом или, что, как говорят "велико"россы, еще хуже - поджидком!😀 В общем, включишь свою фантазию и что-нибудь "смешное" еще выдумаешь. А бложик сей отныне забудь навеки. Беги скоренько, тебя твой "непотопляемый" крейсер дожидается😀

Те немногочисленные, кто терпеливо все прочитали и, возможно, что-то даже осознали, может быть и переосмыслили, с полным осознанием жмут Слава Украине!, шлют лучи поддержки героическому батальону "Азов", что с точки зрения властей "россии" равняется проявлением симпатий к "неонацизму". Они могут также оказать финансовую помощь войскам Украины! Приветствуется пофантазировать на тему раздела территории Так Называемой Пока Что "россии"! И с этим всем, попутно затарившись надежным VPN (ибо будут ссылки на "нежелательные", а порой и "экстремистские", с точки зрения властей путинистана, материалы) пытаются наслаждаться чтением и разглядыванием картинок. Иначе в этом бложЫке никак быть не может.



🟨🟦Нажал!🟨🟦 Значит согласен. Умничка!👍 Все буде Україна!💪🟨🟦


<<<Первая часть

<<<Второая часть

<<<Третья часть


"Бильбо потихоньку начал понимать, что приключения - это не прогулка на пони солнечным весенним деньком... Эти места не слишком хорошо известны и до гор рукой подать. Старые карты не помогут, все меняется и меняется к худшему. И за дорогами уже не приглядывают. И вообще случайная встреча в здешних горах вполне может обернуться неприятностями. Поэтому не суй нос куда попало, а-то оторвут..."

Дж. Р. Р. Толкин. "Хоббит, или туда и обратно"

Прикольно читать отчеты тех, кто был после нас, но уже успел что-то настрочить😀 А мы в этом году сюда наведались, наверно, самыми первыми. Конечно же, здесь ездят каждый год и кто-то по несколько раз. Кто-то пропиливает новые объезды и складывает новые гати. Но сейчас перед нами лежала еще не тронутая никем (кроме тех УАЗиков, окоторых писал ранее) в этом году дорога.

О чем нам говорит данная стела?


А говорит она нам буквально следующее: "Ребята, давайте заканчивайте свой привал и пора бы уже размяться"😀

Мы никогда не ездили по этой луже, хотя я знаю, что она проходима

Объяснения найти не могу. Это какой-то страх, который я испытал впервые, еще 10 лет назад. Когда заходишь все глубже и глубже... Хотя вот KIAlex после нас ехал по ней совершенно без проблем.

Я, конечно, ни разу не суеверный, но, возможно, именно потому, что в третий раз обойдя ее стороной, мы прошли всю дорогу до конца?🙄

Отчетливо помню, что в 2011-м давал себе обещание искупаться в ней, но за это время она порядком обмелела, а пачкаться я не хотел. Просто совершили "ритуальное омовение" рук и двинулись дальше😀

Первое время никаких серьезных засад - просто аккуратные штурманежка/рулежка


Второй брод через Аян


Аян-Юрях - "отец", если так можно выразиться, Колымы.

На следующем повстречали все тех же якутов (фотографий нет). Они доехали до своего финиша, разложили небольшой лагерь, ловили рыбу и отдыхали. Ехать дальше в их планы не входило, что послужило причиной легкой грусти. Все-таки одни. Как и десять лет назад. Судьба такая...

Что ж... Аян-Юрях, принимай!

Ох и набезобразничал же ты, приятель!


Я не производил промера брода и, немного помявшись, лупанул навскидку😀
Увы, Вам, граждане читающие, не суждено увидеть, как капот скрылся под водой. Вы не ощутите, как проходит мгновение, за которое даже не успеваешь толком испугаться...
Короче, выбрались в два счета и продолжили свое движение по руслу до первого гипотетического выезда. Очень уж не хотелось шуровать по реке. Но, вариантов реально нет.
Глубина брода - лишь одна из составляющих стремности. Буквально за пару километров до него встретился миша. Напуганный появлением Бегемота, миша дал газу аккурат в сторону Аяна. А нам его бродить!
По случаю того, что специальный агент под кодовым именем "тёщщя", образовала в нашем коллективе дополнительную пару свободных рук, ей было поручено вести видеофиксацию процесса. Регистратор, увы, скончался окончательно в тот момент, когда этого от него не ждали

Реально стремным оказался момент на 1:34
Несколько фотографий с этого участка



Слава яйцам, миша более не давал о себе знать

Выйдя с брода, обнаружили, что прижим продолжает обваливаться

То есть через некоторое время длина брода, вероятнее всего, возрастет и придется искать новый выход.
Сей прижим семь лет назад был запечатлен вот в этом видео на 7:24

С нечто подобным мы уже сталкивались весной 2008 года в Краснодарском крае

То был первый опыт знакомства с моментально поднимающимися горными реками.

Как раз от Аяна начались знаменитые колымские лужи

И как эту дорогу только ни называли! Один из вариантов - "Дорога тысячи луж"

🐻Да-да, мы помним...🐻

О лужах я запилил вот такое видео

Увы, далеко не все попали в кадр. Просто иногда до камеры не доходит. Как и до фотоаппарата.
Завидую людям, которые умудряются снять буквально все

Снова лужи, промоины...



Невероятные метаморфозы! В 2011-м году это был ручей под названием Стоячий, глубиной (по берегам) около метра и шириной метров пять. Его можно увидеть на том же старом видео на 9:34

Внимательный читатель, вероятно заметил недюжинную силушку "ручейка".
А теперь посмотрите, как этот ручей выглядит спустя несколько лет



Стоит ли называть "ручьем" поток, выкопавший себе таких масштабов каньон?😀 Представьте себе, что здесь творится в непогоду!

Я не помню, запечатлена ли та лужа, которая остановила KIAlex с товарищем, или нет... Было что-то наподобие этого

А может и не оно... Там воды было поболее во всех отношениях - забродов не хватало, чтобы даже до середины, где глубокое место, дойти. А это, все же, сантиметров 140.
Стали искать объезды.
Слева (по ходу движения) - явно не наше. Справа было больше перспектив и теоретических "якорей".
Ариэль Антоныч задрых аккурат в тот момент, когда я пошел сдувать колеса. Примерно до 0,6.
Сел сразу, едва съехав с дороги. В попытках выйти самостоятельно (обе блокировки влупил) привели лишь к отрыву заднего левого брызговика... Опять! Традиционная дань за проезд😀
Размотали лебедку, отлебедились, а дальше я попер на все бабки, благодаря чему проскочил те места, которые и не надеялся проехать😀
По причинам, описанным выше, ни видео ни фотографий процесса не осталось. А жаль.

UPD Мне вспомнилось, где я ее видел! На снимках 2011 года


К вопросу о разрушении дороги. Эту лужу в 2008-м мы форсировали на машине с 33" колесами даже без особого напряга. Предварительно я ее прошагал в плавательных тапках а глубина была по середину ляжки😀
Большинство луж тогда преодолевалось ходом, с широко зажмуренными от страха глазами. Фоток тогда было сделано мало как раз по этой причине😀

Прыг-скок по лужам


Воистину уникальное явление местной природы! Уцелел не только мост, но и подъезды к нему!


Сколь глубоки лужи, можно судить по тому, что уровень капота у нас в районе 130...135 см. На фото далеко не самая глубокая

В одной из луж волна умудрилась накрыть нас с головой! Затем, стекая с крыши, вода попала в воздухозабор вентиляции и из нее периодически стали доноситься болотные запахи.

А вот и Кон-Юрях...



...подводящий своеобразную финишную черту лужам - после него их становится меньше, а их место занимают провалы. По крайней мере экстремальных луж, которые необходимо объезжать, всего одна - недалеко от брода. Ее видно, в частности, на этом видео 2011 года - она в самом начале

Не смотря на то, что именно на Кон-Юряхе запланировали остановку, глянув на мирно почивающего ребенка, решили не останавливаться на достигнутом и переть дальше. Возможно зря...

Река/ручей Ошибка



Тут когда-то сошел сель

Смеркалось...


Опаньки!😲

Совершенно девственная яма, в которую можно запросто утолкать "Урал".
Ребенок проснулся недавно, ударившись головой о стекло в тот момент, когда я чуть не залег на бок в одной из промоин.
Летучих тварей не много... их peace-death, сколько много! И жара...
Мне очень не хотелось перетруждаться на ночь глядя. Ведь от кровососов можно спастись только одевшись. Но одеться в жару для меня - пытка - с меня моментально начинает лить. Где тут потом помыться?
Идею о ночевке никто разделять не хотел. Вполне здраво. Утром-то полюбасу будет жарче.
Что ж... Даром что ли с утра надета белая майка?😀
Берем топор... Топор, мазафака, топор!😁 Никогда у нас не было бензопилы! Жалею я об этом? Вряд ли. Ведь "где трудна работка, там визжит лебедка"(С) Спасибо, Владимир Владимирович. Не-не, не тот, а Маяковский😀
Лебедкой по инициативе Лизенки было свалено несколько весьма внушительных деревьев. Поваленные я яростно рубил на примерно полутораметровые бревна. Выглядело это примерно так

С поправкой на то, что это фото сделано в 2011-м. И топор у меня помощнее😀
В результате этих работ мы получили неплохой настил, по которому Бегемот крадучись на лебедке, чтобы не копать колесами, вытянул себя на другой край пропасти

Операция прошла образцово!

Спешно собираем инвентарь и в сумерках даем по газам.
Но не тут-то было!
Яма идентичных масштабов ждала своей очереди не более, чем в километре. Ну черт же тебя дери!
Разводим костер, чай и на боковую прямо в машине. Все вчетвером! Тёщщя поместилась на передних сиденьях😀
Утром со слов бабушки Оли, а.к.а тёщщя, рядом с машиной были обнаружены свежие следы🐻 Она утверждала, что оные появились уже поверх наших вчерашних. Возможно, ночью миша буквально борт-о-борт проходил рядом с Бегемотом. Стоим-то на узкой дорожке. Но спали мы слишком крепко, чтобы придавать этому хоть какое-то значение😀
Я помню, как много лет назад мы, еще никуда толком не ездившие, обращали внимание на каждый шорох даже в районе Селигера.
Представьте себе эту давящую до звона в ушах тишину. И каково спится, скажите мне, когда тотальное безмолвие прорезает внезапная фраза "Что это?!"😨
Но в этот раз я спал, как мертвец

Утром, слегка подкрепившись, приступили к преодолеванию

Операция прошла чутка менее, но все же удачно.
Пришлось еще хайджек доставать, потому что Бегемот при своей-то высоте умудрился сесть на пузо.

Пройдя чертову яму, я взмолился: "Пожалуйста, пусть это будет последняя!" И Колыма меня услышала!😀

Как же я устал...
Все!

Очередной раз взмахивая топором, я думал о тех, кто строил эту дорогу. Ведь это я сытый и довольный нахожу развлечение в преодолении. Могу поспать тогда, когда мне захочется. Могу развернуться... Но дорогу строили те, кто не мог ни развернуться, ни отдохнуть, когда иссякли силы...

Я поднял стакан за лесную дорогу,
За падающих в пути,
За тех, что брести по дороге не могут,
Но их заставляют брести.
За их синеватые жесткие губы,
За одинаковость лиц,
За рваные, инеем крытые шубы,
За руки без рукавиц.
За мерку воды – за консервную банку,
Цингу, что навязла в зубах.
За зубы будящих их всех спозаранку
Раскормленных, сытых собак.
За солнце, что с неба глядит исподлобья
На то, что творится вокруг.
За снежные, белые эти надгробья,
Работу понятливых вьюг.
За пайку сырого, липучего хлеба.
Проглоченную второпях,
За бледное, слишком высокое небо,
За речку Аян-Урях!

Варлам Тихонович Шаламов трудился фельдшером в этих местах. А конкретно после "освобождения" (если таковым это можно назвать) и в поселке Адыгалах.

Как бы в награду нам еще один живой мостик

Решили заехать в сам Адыгалах

Там живут отшельниками пара мужичков. Один из них пригласил в гости.
Попили чая, рыбкой попотчевались.
Дядька ни в чем не знает нужды.
Рассказал нам и незадачливых туристах. В том числе и о тех, которые потерпели крушение в прошлом году.
Мы постоянно вспоминали о сахалинцах.
Но и помимо них героев-одиночек, хлебнувших с лихвой, здесь достаточно.
Еще был мотоциклист уже не помню, чьей национальности. Сунулся не туда, попал на старый промысел, бензин кончился. Как-то выбрался живым (существует также версия о том, что он был съеден медведем). Мотоцикл бросил. Но даже здесь ничего не пропадает зря
По этой дороге, как говорил выше, каждый год обязательно кто-то ездит. Но вероятность того, что он встретится на пути, как сами понимаете, крайне невысока.

За Адыгалахом пошел "лайт"


Где-то через час, преодолев небольшую уже расчищенную сель (фото выше), мы были на Эмтыгее


На участке от Кадыкчана до Эмтыгея полноценная движуха - сюда приезжают местные жители - из Мяунджи, Сусумана и т. д. на рыбалку.
Мы наконец-то окунулись в воды Аян-Юряха.
Дальше приключений быть не должно. Ну разве один раз со всего маху угнездился задним мостом в колее. В твердой колее, даже не было лужи! Подвела элементарная самоуверенность. С этого момента мост стал подтекать. Правда, не там, где я опасался, а через манжету хвостовика на вал-шестерне. Но утекало немного и я забил на это.

Дорога и здесь весьма живописна


Зацените прижимы!


Остатки полотна, уложенного еще в "те" времена

Вечером подъехали к Аркагале




Где и встали лагерем

Спецучасток можно считать пройденным! В третий раз. Во второй раз это у нас получилось сделать в-одиночку. Мы определенно молодцы!😀 Мы изо всех сил торопились сюда, так как был получен прогноз, согласно которому погода начинала ухудшаться. Сводку нам обеспечивал НикВик - один из немногих, кто знал, где мы находимся. Он же и получал оперативную информацию по состоянию дороги из первых рук. Также взбодрили Алексея, который был весьма обрадован тому, что дорога все еще проходима. Но, как впоследствии стало известно, дорогу им было пройти не суждено. Парни развернулись, не преодолев одну из луж (подозреваю, что именно та, где мы лебедились и был потерян брызговик) и предприняли попытку замкнуть маршрут с другой стороны. Как видим из их репортажа, погода еще усугубила внедорожную составляющую.

Что я могу сказать по завершению? Соваться сюда одной машиной я не посоветую никому, особенно тем, кто явно не расположен к дружбе с техникой. Здесь надо уметь ВСЕ! И желательно хотя бы элементарные навыки по выживанию в реально диких условиях.
Не пытайтесь надеяться на чью-либо помощь.
Мощная уважуха парням, которые одолели дорогу в прошлом году на "Ниве". Но не будем забывать, что это были весьма опытные трофисты-конструкторы. И целью у них было не "семейный отдых" в диких условиях.
Я прикинул расстояние самой "дикой части" - от моста через Индигирку до Адыгалаха - это порядка двухсот километров

Не стоит исключать того, что вы можете оказаться где-то посередине (примерно, как сахалинцы) этого участка. Опыт хлебайте из текста по ссылке выше. Здесь реально будет не на кого рассчитывать. Да и в означенных поселках помощь будет весьма символической. Утащить отсюда неисправную машину, по некоторым данным, может вылезти в шестизначную сумму, начинающуюся вовсе не с единицы.
Примерно до этого места добивает связь из Орто-Балагана

Устойчивый 4G - даже интернет есть! Дальше только спутник. У нас его не было😀 Все, что хотел сказать - сказал. Рисковать или нет - ваш самостоятельный и осознанный выбор😀


ДАЛЬШЕ!>>>


Фотографии


Карта наших странствий:

2 комментария:

  1. Антон, подскажи, на мотоцикле в одинаря реально ее проехать в прошлогоднем состоянии?

    ОтветитьУдалить
  2. молодцы по хорошему завидую

    ОтветитьУдалить